В а ж н о:       КБЖД на «Хивусе» - новое в зимнем сезоне 2015г.

Особенности путешествия по Монголии

Поскольку автомобиль позволяет перемещаться далеко и быстро, предлагаю поговорить о Монголии. Для иркутян есть 2 наиболее удобных вариантов въезда в Монголию:

1. Через пос.Монды на оз.Хубсугул. По территории России везде асфальт за исключением короткого участка в р-не р.Зангисан и возле самой границы (хорошие гравийки). От границы до озера ( там же несколько турбаз) что-то около 15км. Так же хорошая гравийка. Т.е. маршрут доступен на любом автотранспорте. Наиболее интересен для рыбаков. Дальнейшее его развитие может быть на юг вдоль берега оз.Хубсугул в пос.Хатгал.Оттуда наиболее интересные варианты:

  •  в сторону Улан-Батора. В этом случае Вы получите кольцевой маршрут с выходом через Кяхту. Рекомендую планировать его через пос.Булган (ближе к границе с Китаем) с выходом на Далайзадгат. Это позволит посетить район лавовых полей и потухших вулканов – очень красиво;
  • в Дархатскую котловину. Радиальный маршрут для рыбаков;
  •  в Гобийский Алтай. Думаю, - это «прима» среди всего, что может быть в Монголии. На сравнительно небольшой территории: песчаные и каменистые пустыни, озера и реки, вершины с живущими ледниками и леса. Выход через КПП Хандагайты на Кызыл.

Важно: дорога вдоль оз.Хубсугул и далее ТОЛЬКО для полноприводных машин. Копать, тянуть и толкать придется наверняка.

2. Через пос.Кяхта до Улан-Батора. Рекомендую посетить национальный парк Тэрэлж и Хархорин – древнюю столицу Чингиз-Хана. Везде асфальт. Причем, в Монголии лучше, чем в России ( за исключением небольшого участка за Сухэ-Батором). Этот маршрут доступен для любого легкового автомобиля.

Услуги туркомпаний в данном случае эффективны в 2 необходимостях: оформление виз и организация обслуживания на въезде в страну ( бронирование гостиниц). При посещении Хархорина бронирование юрт-кемпинга лучше так же сделать через туркомпанию (надежнее).

Один из основных этапов – подготовка автотранспорта.

Лучше всего провести автомобилю обслуживание по регламенту ТО-2. Он требует детальной проверки и обслуживания всех узлов автомобиля. Прочитайте его сами, поручите толковому автомеханику и требуйте полного и последовательного выполнения. Тогда Ваш « коник хромать не будет». И обратите внимание на уплотнители дверей ( особенно задней – через нее основная пыль).

По обеспечению автомобиля и подготовке к путешествию написано много, но позвольте поделиться некоторыми полезными вещами:

  •  о дорогах и о резине. Именно песчаных пустынь с барханами в Монголии не так и много. Чаще, это каменистые пустыни, степи. Встречаются заболоченные участки ( гидросеть достаточно развита) и солончаки. Эти природные явления с появлением опыта распознаются на визуально и на дистанции– цвет грунта более темный, по краям могут быть белесые пятна (отложения солей). Худо, если грунт – песок. Когда он пропитан водой, машину буквально всасывает. Как-то ( еще по-неопытности) попали в такое чудо. Сели. Пока разбирались что к чему, машина настолько провалилась, что попадали внутрь через открытые окна – двери уже не открывались. Спасла лебедка, лопата и запасное колесо ( его зарыли на глубину чуть не метр и за него зацепили лебедку). Монгольские автодороги образованы чаще двумя способами: естественным, или с применением бульдозера. В последнем случае нож бульдога разбивает скальное основание и получается щебенка с острыми краями. Потому особое внимание резине. Чаще всего – порезы боковой части колеса с повреждением корда. Т.е. нужна резина с крепкой боковой поверхностью. Ремкомплекты обязательны. Однажды за 2 недели оставил там 2 колеса.
  •  об управлении автомобилем: многие монгольские водители ( к сожалению) имеют самое отдаленное представление о правилах дорожного движения. Будьте осторожны в городах.
  •  о домкратах. Мне не понятно яростное использование штатных. Они повышают физическую подготовку водителя, но частенько требуют применения особого словарного запаса ( не при дамах будет…), т.к. поднимают саму машину. В этом случае колесо провисает до полного хода подвески и только потом отрывается от земли. Машину нужно поднимать за колесо ( особенно, если сел на брюхо). Потому: реечный домкрат ( сорокинский инструмент рекомендую), стальная стропа ( с крючками иди коушами под скобу) и пара брусков разного размера ( под мост или рычаги подвески) - читайте в нэте.
  •  о воде. Минимально 20 л. на человека в день в канистрах должно быть.
  •  пол в багажнике выложите дюймовыми досками – могут пригодиться.
  •  смешная штучка ( подсмотрел у европиоидов). На крыше привязана канистра с широким горлом. В ней вещи для стирки, вода и порошок. Едешь – все болтается. Стирается. Вечером только прополоскать. Попробовал. Работает.
  •  обязательно тент китайский. Бывает так, что днем лучше жару переждать под тентиком, а план по пробегу делать утром и вечером.
  •  упаковка имущества. Обычные картонные коробки перемотать скотчем. Плотно укладываются, не разваливаются и даже пустые в хозяйстве сгодятся.
  • о навигации. GPS удобен ( особенно ночью ). Однако, хорошую карту ни кто не отменял. Можно выписать из Москвы генштабовки. Информация в нэте.
  •  о местном населении. Агрессии ни когда не встречал. Детишки могут пошалить – прибрать какую-нибудь мелочь (закрывайте машины, не разбрасывайте вещи). То, что мы можем назвать навязчивостью, есть обычное любопытство или общее правило – со встречным путником вести разговор, чай пить и т.д. Это же Азия!
  •  если чего-то не хватает из экипировки – зайдите в любой спортивный магазин в Улан-Баторе. Найдете любую одежду и снаряжение. Гораздо дешевле, чем в Иркутске. Дело в том, что в Монголии нет ввозных пошлин на туристское снаряжение.
  •  в Монголии купите мясо в разных видах и спиртное. Все остальное (особенно чай, кофе, сладкое, овощи – везу всегда из Иркутска – дешевле и лучше).
  •  о погоде. Средняя высота в Монголии – 1500м. над уровнем моря. Потому и ночные температуры на 6 град.С ниже чем у нас в то же время.
  •  о расчете графика движения. По асфальту при максимальной скорости 100 км/час среднепутевая будет порядка 80-ти. Если идете колонной, то 65-70 (проверено неоднократно). Ненапряженный среднедневной пробег по грунтовым дорогам в Монголии получается 300 -350км. Уложить под колеса больше 400 – уже нужно постараться.
  •  об обслуживании машин. В Улан-Баторе отличные фирменные сервисцентры иномарок (особенно – корейские). Работает много выпускников нашего политеха. И следует отметить, что встречал очень грамотных специалистов!
  •  об охране природы: Пожарная безопасность. ЭТО ВАЖНО! Был прецедент, когда дипломатический работник ( не буду называть страну) поехал по служебным делам в один из аймаков. Сухая трава намоталась на передний кардан ( машина УАЗ) и попала на горячий коллектор. Вспыхнула. Думаю, любой человек может представить себе, что такое пожар в степи. Выгорела огромная территория. Дипломата спасло то, что за рулем был монгольский водитель. Сразу скажу, что в Монголии очень бережно относятся к своей природе, совершенно справедливо полагая, что это один из важнейших экспортных ресурсов (въездной туризм).Потому: 
  1. Старайтесь не съезжать с проложенных дорог, т.к. почвенный слой очень тонкий и восстановление его идет крайне медленно ( как на нашем Малом Море);
  2. Весь мусор с собой;
  3. Воду ( даже из рек ) - кипятить.

Вообще, Монголия – страна птиц и облаков - фотоаппарат обязателен.

Звоните. Поможем, проконсультируем.

Удачной дороги!